«Блокчейн будет наш»: Как проходит создание мирового блокчейн-стандарта

В прошлом году представители 25 стран встретились в Токио, чтобы вместе заняться разработкой международного стандарта технологии блокчейн. Некоторые из присутствующих на встрече были удивлены, когда узнали, что глава российской делегации Григорий Маршалко работает в ФСБ.

Еще больше они удивились, когда услышали ответ на вопрос, почему Россия выделяет такие деньги на блокчейн стандарт. “Послушайте, интернет принадлежит американцам, но блокчейн будет принадлежать нам”, — цитирует слова Маршалко The New York Times. Кроме него еще два члена делегации были работниками ФСБ.

Другой делегат, имевший отдельный разговор с Маршалко вспомнил немного другую формулировку ответа: “Интернет принадлежит Америке. Блокчейн будет принадлежать россиянам”.

Оба делегата, поделившиеся информацией о разговорах с главой российской делегации, сделали это при условии сохранения анонимности. Дело в том, что все обсуждения в Международной организации по стандартизации (ISO) конфиденциальны.

Такой интерес России к обычному техническому заседанию вызвал обеспокоенность среди других делегаций. Они опасаются, что некоторые страны могут повлиять на стандарты блокчейна, сделав эту технологию уязвимой для наблюдения и атак.

ISO была создана 1947 году, чтобы ключевые технологии строились и измерялись одинаково во всем мире.

Россия не единственная страна, отправившая внушительные делегации в специальный комитет ISO, занимающийся стандартизацией блокчейна. 25 стран послали более 130 человек на последнее заседание для обсуждения таких вопросов, как метод обеспечения общей безопасности. От Китая прибыли представители министерства финансов, а делегатами от США стали сотрудники IBM и Microsoft.

Оригинальный блокчейн — общая база данных, в которую записаны все транзакции с биткоином. Он поддерживается распределенной сетью компьютеров, которая управляется многими людьми. Хотя в данный момент существует значительное количество криптовалют с собственным блокчейном, многие правительства и корпорации рассматривают способы использования этой технологии для надежной записи других видов данных.

Пока еще неясно оправдает ли блокчейн возложенные на него ожидания. Немногие проекты в этой сфере преодолели экспериментальный этап. Но в таких странах как США, Китай, Россия, Сингапур и Швейцария, правительственные группы утверждают, что блокчейн можно использовать для выполнения множества задач, начиная с эмиссии национальной валюты и заканчивая отслеживанием удостоверений личности собственных граждан и иностранцев.

Стандарты влияния

Эмма Ченнинг, адвокат, часто работающий с блокчейн-стартапами, недавно выразила обеспокоенность происходящим в ISO. По ее мнению, страны выделяющие больше ресурсов на развитие этого направления, могут использовать свои криптографические алгоритмы в качестве стандарта, потенциально создавая лазейки, чтобы в будущем отслеживать деятельность в блокчейне.

Ченнинг отправила электронные письма десяткам экспертов в сфере блокчейн, пытаясь уговорить их стать представителями делегации в ISO от своих стран, чтобы помешать доминированию нескольких государств.

Председатель блокчейн-комитета Крейг Данн отверг саму идею, что любая страна способна организовать всю процедуру принятия стандарта. Дело в том, что все не решается за один этап. Принятие стандарта длительный процесс, который начинается с обсуждения небольшими рабочими группами и заканчивается полными национальными делегациями. В процессе будет осуществлено не одно голосование.

“Между странами-участниками должно быть достигнуто согласие относительно принятия стандарта”, — говорит Данн.

Немногие страны настолько заинтересованы в блокчейне, как Россия. В прошлом году Владимир Путин встретился Виталиком Бутериным, создателем сети Эфириум. Также он сделал блокчейн центральным элементом своей программы “Цифровая Экономика”, а правительство страны говорит о возможности создания собственной цифровой валюты — крипторубля.

Один из российских делегатов в ISO Максим Шевченко в прошлом году рассказал о целях, которые РФ собирается достигнуть в комитете. В их числе возможность влиять на технологию и внедрение российских стандартов и решений по всему миру.

Другой член делегации РФ Алексей Уривский рассказал “Ведомостям” о том, что задача представителей – добиться включения российских криптографических алгоритмов в международный стандарт блокчейна.

Россия не единственная страна заинтересованная в блокчейне. На встречу в Токио правительство КНР отправило одну из крупнейших делегаций, в которую вошли представители министерства финансов и центрального банка. Делегацию США на последнем заседании возглавлял сотрудник MIcrosoft. Также в нее вошел сотрудник IBM. Эти две компании более всего ориентированы на продвижение и развитие блокчейн-решений.

На первом заседании блокчейн-комитета российская делегация возглавила исследовательскую группу по вопросам безопасности и конфиденциальности. Это вызвало определенный дискомфорт и опасения со стороны некоторых делегатов из других стран. На втором заседании эти вопросы передали рабочей группе во главе с Францией.

Глава британского представительства Гилберт Вердиан отметил, что многие делегации всеми средствами пытаются добиться преимущества в новой технологии.

“Это изменит то, как наше общество может действовать, но в то же время люди могут захотеть использовать данную технологию для собственной выгоды, — отмечает он. — Каждый из нас должен сделать все правильно, чтобы это принесло пользу всем, а не только некоторым”.

КитайРФСША