«Под идеи нельзя давать столько денег»: интервью с Денисом Довгополым о рынке ICO

Денис Довгополый, основатель бизнес-акселератора GrowthUP,  член совета директоров и советник ряда украинских компаний, одна из ключевых личностей украинской стартап-экосистемы. Летом 2017 года он начал работать в сфере ICO и помог провести 8 успешных размещений токенов. Накануне крупнейшей в Украине конференции об интернет-бизнесе iForum, где Довгополый выступает соорганизатором потока “Блокчейн”, редакция BITSIDE поговорила с ним о развитии и особенностях рынка ICO и месте в нем украинских проектов.

Потребовалось около 200 часов, чтобы понять, что происходит в отрасли

Несколько лет назад я намайнил около 13 BTC, которые умерли где-то на жестком диске. Чуть позже посмотрел на применение биткоина и увидел отличный инструмент для отмывания денег и использования их в преступных целях. Примером этому был Silk Road. Поэтому я решил не заниматься криптовалютами. Более того, прекращал отношения со всеми знакомыми и партнерами, которые ныряли в отрасль. Я сознательно дистанцировался от криптовалют.

Но 10 июля 2017 года приехал Саша Кохановский (основатель киберспортивной организации Na`Vi, теперь сооснователь проектов DMarket и DreamTeam, – ред.) и сказал: “Мы начинаем два ICO. Забудь про криптовалюты как таковые. Помоги нам сделать то, что хорошо умеешь — фандрейзинг и отношения с инвесторами”. Кохановского я знаю давно и видел его в проектах. Моя уверенность в том, что он и с партнерами сможет сделать большой глобальный проект была как гранит, и Саша уговорил потратить на эти вопросы отпуск. С этого все и началось.

У меня есть несколько экспертиз. Одна из них — входить в абсолютно новый бизнес, используя существующий багаж знаний. Потребовалось около 200 часов, чтобы понять, что происходит в отрасли. За это время я накопал много информации, вычитал десятки интервью, провел больше 50 конференц-коллов с основателями ICO-компаний и криптофондов. В процессе сделал несколько открытых документов, в том числе фреймворк по аудиту pre-ICO стартапов. Он, фактически, стал чеклистом для криптопроектов.

Денис Довгополый. Фото: Elevate Conference

В индустрию получилось войти достаточно быстро. Уже в сентябре меня звали спикером на конференции. С одной стороны это можно объяснить тем, что я умею неплохо входить в новые направления. Но главная причина — отрасль только развивается и большинство тех, кто называют себя экспертами, имеют слабый опыт. Быть умнее каждого 20-го эксперта в сфере оказалось не так сложно.

С прошлого лета было шесть кардинальных отраслевых изменений. У меня за спиной участие уже в 10 ICO (2 провальных и 8 успешных). Фундаментальные изменения всегда наталкивают на мысль, как адаптировать свою работу. Сейчас очередной этап, когда с инвесторами стало очень сложно говорить. Мы ищем новые инструменты и аргументы.

Теперь проекты можно разделить на две категории:

– ориентируются на публичное размещение токенов и почти игнорируют институциональных инвесторов, пуская их на общих основаниях;
– пытаются обойтись без публичного размещения токенов и ориентируются на институциональных инвесторов.

Проекты с хорошо развитым комьюнити чаще идут на публичную продажу токенов. Им не нужны крупные институциональные инвесторы. Как пример можно привести Remme, которые быстро собрали 18 000 эфира благодаря краудсейлу.

Другие проекты собирают ICO в режиме частного размещения. До “улицы” они не доходят, потому что инвесторы закрывают все крупными чеками.

Цикл принятия решения по участию в ICO — от нескольких часов до четырех недель. Были случаи, когда после получасового конференц-колла через 24 часа $1 млн был на счету

Если сравнивать классические венчурные инвестиции в стартапы и привлечение средств через ICO, то есть несколько отличий. Во-первых, это разные инвесторы. Во-вторых, венчурный раунд, как ни крути, занимает очень много времени. Цикл принятия решения по участию в ICO — от нескольких часов до четырех недель. У нас были случаи, когда после получасового конференц-колла через 24 часа $1 млн был на счету. С другой стороны, раунды венчурных инвестиций занимают от двух месяцев, а в среднем ближе к четырем месяцам.

В случае с инвестицией Mangrove Capital Partners в DreamTeam, для фонда это была первая сделка. Поэтому все шло не так просто быстро: переговоры и оформление заняли почти 6 месяцев — с 27 октября до прошлой недели (о сделке объявили 4 апреля. — ред). Работать в таком темпе с сотней крупных институциональных инвесторов не получится.

В рамках классического ICO инвесторы участвует небольшими чеками — обычно от $10 000 до $500 000. Некоторые вкладывают $1-3 млн, собираясь в пулы. Это классическая воронка enterprise-продаж с небольшим чеком.

Традиционный венчурный бизнес — хардкорные enterprise-продажи с большими чеками, но и крупными финансовыми и трудозатратами на этапе аудита проекта и переговоров с инвесторами.

Думаю, что в 2018 году все поменяется. Венчурные инвесторы придут в ICO, а те, кто уже получил хороший возврат инвестиций на ICO уйдут, потому что мошенничества стало очень много. В хорошие проекты не пробиться.

ICO станет хорошей альтернативной раунду B (третий раунд венчурных инвестиций в проект после “посевного” финансирования на этапе идеи и раунда А, когда у проекта уже есть работающий продукт и клиенты. — ред.). Проекты будут думать, что проще делать: привлекать инвестиции раунда B в $10-20 млн или выходить на ICO.

Но это справедливо для тех компаний, у которых существующие инвесторы не против ICO. Сейчас это большая проблема. Размещение токенов будет также актуально для проектов в тех областях, где не важна регуляция. Если компания зарегистрирована и ориентирована на рынок США, а на борту уже есть классические венчурные капиталисты, то затраты на юристов и аудиторов составят около $5 млн. Имеет смысл идти на это или нет – зависит от проекта.

Фундаментальная проблема ICO — под идеи нельзя давать столько денег

Математика очень проста. Человек хочет заработать на бизнесе $50 млн за пять лет тяжелой работы. Он собирает на ICO $20 млн под идею и задается вопросом: “$20 млн не намного меньше $50 млн. Может на этом и остановиться?” Даже те проекты, которые не хотели быть мошенническими, в какой-то момент понимают, что вероятность успеха небольшая, а деньги — вот они.

Поэтому ICO под идею в ближайшее время пропадут, а в 2018-2019 годах на рынке появится более качественный инструмент привлечения финансирования на масштабирование бизнеса.

В Украине количество мошеннических стартапов составляет не больше 30-40% при среднем показателе в отрасли в 75-85%

Если смотреть на картину мира, мы увидим, что в России очень много скама. Кто-то из иностранных инвесторов, который смотрел в сторону российских проектов, говорил, что там порядка 90% откровенного скама.

В Украине количество мошеннических стартапов составляет не больше 30-40%. По всей отрасли, по самым оптимистическим прогнозам, средний показатель 75-85% проектов являются мошенническими.

У нас в этом плане все очень хорошо: серьезные проекты поднимают серьезные деньги. Все украинские ICO получили 90% инвестиций из-за пределов страны: Европа, Америка, Азия, Латинская Америка, Средняя Азия. Поэтому называть проекты украинскими или говорить, что профинансировали украинские инвесторы нельзя.

Если посмотреть на количество не скам-проектов, то Украина, вероятно, входит по абсолютному числу в мировое топ-3

Каждую неделю я нахожу 1-2 хороших украинских проекта, которые планируют или уже находятся на стадии ICO. Есть официальные исследования, в которых Украина как источник ICO-проектов занимает, по-моему, 6-ю позицию (редакции не удалось найти соответствующее исследование; согласно аналитике EY, Украина занимает 16 место в мире и 7 в Европе по количеству ICO-проектов. – ред.). Это очень хороший показатель.

А если посмотреть на количество не скам-проектов, то Украина, вероятно, входит по абсолютному числу в мировое топ-3. Многие проекты с корнями из Украины часто позиционируют себя как британские или швейцарские. Поэтому понять точную картину сложно.

Каждую неделю я получаю от 20 до 40 предложений поучаствовать в ICO. Можете себе представить, что творится на рынке. Из них большую часть даже не рассматриваю. Каждую неделю приходит 1 проект, который может быть интересен. После сделки с Mangrove таких запросов стало еще больше.

До конца года в Украине будет 10 проектов, которые уже выглядят очень неплохо. Но собрать деньги на ICO — не самоцель, а только первый шаг. Поэтому важно смотреть на будущую реализацию, как команды потратят привлеченные деньги, как построят продукт и выполнят обещания.

У нас одна из самых сильных конференций по блокчейну в СНГ

На iForum я буду говорить про пулы. Этот инструмент появился всего пару месяцев назад и я в него верю. Расскажу как работают пулы и как с их помощью складываются ICO до публичного размещения токенов.

Мы с Артуром Оруджалиевым (основателем BITSIDE. – ред.) руководим потоком “Блокчейн” и должен сказать, что получаю очень много комплиментов — у нас одна из самых сильных конференций по блокчейну в СНГ. При этом спикеры, в основном, из Украины. Будут выступать люди вроде Саши Кравченко, которые заглядывают очень далеко в будущее сферы. Будут и носители уникальной экспертизы, которые сделали что-то с точки зрения ICO или блокчейна своими руками вроде СЕО Remme Александра Момота. Получилось очень неплохо.

Денис ДовгополыйинтервьюстартапыУкраина