«Нас обманули»: что случилось с венесуэльской «государственной криптовалютой» Petro

Венесуэльская Petro стала первой в истории национальной цифровой валютой. Каждая ее монета, по заявлениям правительства, обеспечена баррелем нефти. Она должна была решить проблемы страдающей от гиперинфляции экономики, обеспечив приток инвестиций в обход международных санкций.

Спустя полгода после запланированного в феврал-марте ICO, агентство Reuters опубликовало большой материал, в котором рассказало о текущем состоянии Petro, насколько она действительно обеспечена нефтью, и было ли вообще движение средств. Редакция BITSIDE публикует адаптированный перевод статьи.

Передовая криптовалютных инноваций

В Венесуэльском штате Ансоатеги есть городок Атапирире. В нем живет 1300 человек. По словам президента Венесуэлы Николаса Мадуро, Атапирире находится на передовой криптовалютных инноваций.

Городок — единственный населенный пункт в саванне, под землями которой по-заверениям правительства скрыто более 5 млрд баррелей нефти. Венесуэла использовала эти резервы в качестве обеспечения Petro. В этом месяце Мадуро поклялся, что она станет краеугольным камнем плана по восстановлению пострадавшей от кризиса страны.

Но жители Атапирире утверждают, что правительство не предпринимало никаких попыток использовать нефтяные резервы. У них нет уверенности, что небольшой городок находится на острие финансовой революции. «Нет здесь Petro», — заверила домохозяйка Игдалия Диас. Она рассказала о местных проблемах: рушащейся школе, частых отключениях электричества и голодающих жителях.

В районе вокруг городка Атапирире должно находится крупное месторождение нефти. Но журналистам удалось найти лишь заброшенные нефтяные вышки и рыбную ферму. Фото: William R. Urdaneta / Reuters

Оказалось, что Petro трудно найти не только в Атапирире, но и где-нибудь еще. В течение четырех месяцев журналисты Reuters беседовали с десятком экспертов в области криптовалют и нефтяных месторождений, отправились посмотреть на те самые резервы и изучили криптовалютные транзакции.

Проверка не выявила активной торговли Petro. Монеты нет ни на одной крупной криптовалютной бирже. Ее не принимают ни в одном магазине.

Криптовалюта-призрак

Журналистам удалось найти нескольких покупателей монеты на криптовалютных форумах. Один пожаловался, что его «обманули». Другой заявил, что без проблем получил токены и даже обвинил санкции США и «ужасную прессу» в том, что они нанесли вред дебюту Petro.

Высказывания высокопоставленных чиновников противоречивы. Мадуро утверждает, что продажи Petro уже принесли $3,3 млрд и монета используется для оплаты импорта. Но министр образования, науки и техники Хьюгбель Роа сообщил Reuters в пятницу, что стоящая за монетой технология все еще не готова, а потому никто не может использовать Petro.

Остается загадкой и Главное управление криптоактивами, правительственное агентство, которое контролирует Petro. Сотрудники издания недавно посетили Министерство финансов Венесуэлы, где должно размещаться и агентство. Но там сообщили, что у нового учреждения пока нет физического местоположения.

Сайт управления не работает, а его президент не отвечает в соцсетях. Телефонные звонки в Министерство промышленности, которое контролирует агентство, также остались без ответа. Такая же ситуация постигла письма, направленные в Министерство информации.

Добавил путаницы Мадуро, который на прошлой неделе заявил, что курс боливара привязан к Petro. Этот шаг вызвал непонимание не только среди жителей страны, но и среди экономистов и криптоэкспертов. Последние утверждают, что подобная привязка неработоспособна.

Правительство привязало Petro к нефти по курсу $66 за баррель и обещало обеспечить ее с помощью нефти расположенной возле Атапирире. Предполагалось, что Petro поможет правительству бороться с гиперинфляцией, которая все больше обесценивает боливар. Мадуро обещал, что криптовалюта, которая позволит проводить анонимные финансовые операции, поможет стране обойти санкции США и повысить курс национальной валюты.

Стопка венесуэльских боливаров и туалетная бумага, которую за них можно купить при цене в $0,4. Фото: Reuters/Carlos Garcia Rawlins

Аналитики скептически относятся к информации, что цифровая монета уже принесла миллиарды долларов в фиатных валютах. Они утверждают, что информации, связанной с ICO Petro, недостаточно, чтобы определить сколько денег дала продажа токенов и удалось ли это вообще.

В то же время визит Reuters в район Атапирире позволил зафиксировать отсутствие активности в нефтяной промышленности региона. Обнаруженное буровое оборудование установлено здесь годы назад. Некоторые из установок заброшены и даже поросли сорняками.

Бывший министр нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес отметил, что для добычи залежей понадобятся инвестиции в размере не менее $20 млрд. Но таких денег у венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA нет.
«Нас обманули»
В отличие от держателей топовых криптовалют вроде биткоина или эфира, владельцев Petro сложно найти. На популярном криптовалютном форуме BitcoinTalk энтузиасты стали публиковать сообщения, касающиеся монеты, в начале 2018 года.

Начальные ожидания были оптимистичными. Но со временем ситуация изменилась. Некоторым участникам не нравился недостаток информации и задержка в получении монет. Один из пользователей жаловался, что не может передать или продать свои токены.

«В данный момент нас обманули, но только время покажет было ли это хорошей инвестицией или нет», — написал 25 июня участник форума под ником cryptoviagra.

Но нашелся пользователь, который позитивно отозвался о своем опыте покупке Petro. В проблемах монеты, по его мнению, виновны запрет со стороны США наряду с негативным освещением в СМИ. Он попросил не указывать его имя в материале потому, что боялся «преследования» со стороны правительства США. Также этот участник отметил, что не считает Reuters честной новостной организацией. Журналисты не смогли независимо подтвердить, действительно ли комментаторы владеют Petro.

Выпускающие криптовалюты компании, чтобы обеспечить прозрачность сбора средств используют блокчейн-цепочки. С их помощью они показывают каждую отдельную покупку своей монеты. Это позволяет потенциальным инвесторам увидеть сколько денег поступает на счет, а также оценить уровень спроса.

Но правительство Венесуэлы не пожелало сделать размещение Petro прозрачным. В белой книге криптовалюты в качестве платформы для эмиссии указана NEM. Владельцы аккаунтов на этой площадке сохраняют анонимность. Но могут раскрыть собственные идентификационные данные в описании монеты, если пожелают. В марте учетная запись NEM, будто бы управляемая правительством Венесуэлы, выпустила 82,4 млн токенов. В начале мая около 2300 этих монет в небольшом количестве перевели на 200 анонимных счетов.

Это согласуется с комментариями на BitcoinTalk, где ряд пользователей заявили, что купили Petro. По расчетам Reuters продажа токенов могла принести $150 000.

Согласно записям NEM, в апреле другой аккаунт правительства выпустил набор токенов. Это отдельная фаза эмиссии Petro, нацеленная на крупных инвесторов

В июне этот аккаунт перевел примерно 13 млн токенов дюжине анонимных счетов. Эта продажа могла принести около $850 млн, но нет никакого способа проверить, что это были за транзакции.

Министр Хьюгбель Роа контролирует деятельность государственного агентства под названием Венесуэльская блокчейн-обсерватория. Он фактически подтвердил опасения аналитиков, что Petro пока не является функционирующей криптовалютой.

Роа описал транзакции на NEM как «ранние модели» и отметил, что страна занимается созданием собственной блокчейн-технологии. По его словам покупатели только «забронировали» возможность купить Petro, но монеты пока не выпущены.

Petro не торгуется ни на одной крупной криптовалютной бирже. Но 26 апреля Мадуро заявил, что 16 площадок сертифицировали для проведения сделок с монетой. Большинство из них почти неизвестны в криптовалютном мире.

Reuters попытались связаться с этими биржами и получили странные результаты. Семь из них просто не удалось найти в сети. Другие семь не дали комментарии агентству. Президент венесуэльской биржи Italcambio Карлос Дорадо все же ответил. В электронном письме он заявил, что биржа не торгует Petro.

Единственной площадкой, обсуждавшей планы торговли монетой, стала индийская Coinsecure. Ее генеральный директор Мохит Калра в начале августа заявил, что в течение 2 месяцев предоставит Венесуэле биржу для торговли Petro, а также технологию, чтобы управлять ею. За это южноамериканская страна будет платить роялти.

“Что такое Petro?”

Обеспечив свою криптовалюту нефтью Венесуэла присоединилась к небольшому количеству эмитентов цифровых монет, которые привязали их стоимость к физическим активам. В 2017 году Королевский монетный двор Великобритании объявил о поддержке криптовалюты RMG золотом. Также есть монеты, которые обеспечили алмазами.

Но считать их аналогичными Petro нельзя. Все эти активы можно легко продать. В то же время Мадуро пообещал, что монеты поддержат нефтью, которая все еще находится глубоко под землей в блоке Аякучо I.

Уроженец Венесуэлы и преподаватель энергетической политики в Университете Райса Франсиско Монанди, отметил, что неважно какое количество нефти содержит месторождение. В регионе все равно нет нужной инфраструктуры.

Тем временем жители Атапирере говорят, что о них забыли. Рыбная ферма, которая раньше обеспечивала их работой — заброшена. В больнице нет врача или скорой помощи.

Учительница Роза Альварес сказала, что половина ее первого класса перестала приходить на занятия. Причина в том, что дети голодают, а школа больше не предоставляет питание. Жалобы Альварес чиновники проигнорировали. Зато в мае министерство образования поставило новую задачу: учить преимуществам криптовалюты Венесуэлы.

“Как я должна объяснять это [ученикам], если никто не может сказать мне, что такое Petro? — говорит учительница. — Как я должна купить Petro? За какие деньги?”

PetroВенесуэла