История сделки на 100 000 BTC: как проводят крупные транзакции
2 апреля OTC-брокер Майлз (имя изменено) отправился из Европы в Сингапур для закрытия сделки по продаже 99 848 BTC. За свои услуги Майлз должен был выручить 1000 биткоинов комиссии. До этого момента в течение нескольких недель между сторонами велись переговоры.
Покупатель собирался вложить $700 млн в биткоины, а продавец — расстаться с 99 848 BTC стоимостью приблизительно в $617 млн. В письме о намерениях указывалось, что монеты будут продаваться с 12% скидкой от рыночной цены на день сделки. В Сингапуре Майлз встретился с местным брокером Дэниэлом (имя изменено). На тот момент у них уже возникли опасения о реальности сделки.

Дело в том, что продавец предпочел сохранить полную анонимность и брокерам сообщили, что он непосредственно появится только при осуществлении сделки. Представился он малазийским майнером. Но больше вопросов вызвал не подобный подход к конфиденциальности, а не желание выполнять обязательную процедуру.
Для подтверждения того, что продавец является владельцем кошелька с крупной суммой, он должен отправить несколько сатоши (100-миллионная часть биткоина). Но таинственный майнер отказался выполнять условия. Вместо этого он прислал видео, где якобы входит в кошелек на сервисе Blockchain.info.
Двое брокеров выделили следующие подозрительные моменты:
- отказ отправить сатоши;
- продавец требовал перевести всю долларовую сумму прежде чем предоставить доступ к кошельку;
- он отказался от использования эскроу-счета (посреднический счет, который переводит средства сторонам при достижении определенных условий);
- продавец не хотел проходить проверки на отмывание денег и идентификацию сторон (AML/KYC);
- имя продавца не было указано на официальных документах;
- продавец хотел отправить биткоины одной транзакцией, а не разбивать их на несколько.
Как должна была пройти сделка
В таких транзакциях, обычно, средства не пересылаются между сторонами, а передается полный доступ к кошельку с биткоинами. После встречи в Сингапуре продавец должен был войти в кошелек под своим логином и паролем, чтобы показать баланс. Затем он меняет адрес электронной почты на сервисе Blockchain.info на избранный покупателем. Как только покупатель получает письмо, он переводит долларовую сумму на счет продавца. Последний отправляет конверт с данными для входа в кошелек.
После этого брокеры входят в аккаунт используя информацию из письма. Они проверяют баланс кошелька и приступают к его «уборке», устанавливают программный кошелек Electrum, шифруют его, переводят на него средства с Blockchain.info и постепенно отправляют монеты покупателю.
Покупатель подтверждает наличие средств (в данном случае около $617 млн) через выдержку из финотчета компании или банковскую выписку. Если есть необходимость подписания соглашения о неразглашении, то это делают представители сторон.
Финальная улика
Брокерам схема работы продавца сразу показалась подозрительной, но в том, что он мошенник, они не были уверены. Убедились посредники в этом, когда проверили кошелек через сервис Bitinfo. В нем указывалось, что адрес привязан к холодному кошельку биржи Bitstamp. Так называют кошельки и аппаратные хранилища не подключенные к средствам передачи данных. У продавца явно не было к нему доступа.
Впоследствии, в разговорах с коллегами брокеры выяснили, что они не первые, с кем мошенник пытался провернуть сделку. Но каждый раз из-за странности условий покупатели отказывались от транзакции. Тоже произошло и в случае Майлза.

Не участвующий в этой сделке брокер в комментарии Bitcoin.com отметил, что для совершения подобных сделок нужно, чтобы покупатель и продавец использовали эскроу-счета или первоклассного юрисконсульта-посредника. Оба участника сделки должны пройти проверку средств на предмет отмывания денег и идентифицировать себя. «Так вы можете быть уверены, что покупатель и продавец готовы провести легитимную транзакцию, а риск сводится к минимуму», — объяснил брокер.
Китов — крупных владельцев биткоина — не так много, поэтому сделки такого масштаба редки. Но сотни миллионов на кону стают огромным стимулом для мошенников. Что касается Майлза, то он на следующий день вернулся в Европу разочарованным потерей комиссии в 1000 BTC. Зато остался доволен, что не оказался втянут в одно из крупнейших биткоин-мошенничеств в истории.