Можно ли считать эфир ценной бумагой? Ответ может спасти или погубить рынок

В первые дни мая появилась информация о том, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) может классифицировать эфир, вторую по капитализациия криптовалюту, как ценные бумаги. Издание Quartz опубликовало статью о том, что может привести к такому решению и чем это грозит рынку. Редакция BITSIDE публикует адаптированный перевод материала.

Капитализация эфира, второй по этому показателю криптовалюты, превышает $70 млрд. Это делает его ближайшим конкурентом биткоина. Но положение проекта сейчас находится под угрозой. SEC может классифицировать Эфириум или его токены, проданные в период ICO, как ценные бумаги. В этом случае ему придется выполнять все требования относительно регистрации, раскрытия информации и аккредитации инвесторов.

К тому же Эфириум стал популярной площадкой для проектов выпускающих собственные токены. Вместе они привлекли более $10 млрд, но ни о каком регулировании речи не шло. Если в SEC решат классифицировать эфир как ценные бумаги, это обернется катастрофой. Она поставит под угрозу пользовательские средства на платформе и создаст неприятности ключевым участникам рынка, включая эмитентов и криптовалютные биржи.

Аргументы в пользу эфира как ценной бумаги

Бывший председатель Комиссии по срочной биржевой торговле США (CFTC) Гэри Генслер считает, что эфир — ценная бумага в соответствии с тестом Хауи. Это юридический прецедент, который определяет, является ли актив ценной бумагой или нет.

Бывший председатель CFTC Гэри Генслер

Согласно тесту, актив считается ценной бумагой, если он проявляет некоторые черты, например, зависит ли прибыль от действий третьей стороны или актив является инвестицией в совместное предприятие. Генслер утверждает, что в случае с эфиром общим предприятием может считаться Фонд Эфириума.

Чтобы избежать классификации, как ценной бумаги, средству нужно доказать, что оно полезно само по себе — как баррель нефти или членство в гольф-клубе. Но сеть Эфириума не работала в период ICO, поэтому ее токены были бесполезными.

Аргументы в пользу того, что эфир не является ценной бумагой

Глава отдела исследований организации по продвижению и защите интересов биткоин- и блокчейн-индустрии Coin Center Питер Ван Валкенбург, утверждает, что даже если ICO Эфириума было продажей ценных бумаг, то сегодня токены уже ими не являются.

Это связано с тем, что взаимоотношения между инвесторами, Фондом Эфириума в 2014 году и пользователями эфира и фондом сегодня, отличаются. “Только потому, что Apple использует инвестированные деньги для разработки iPhone, не делает iPhone ценной бумагой”, — пишет Ван Валкенбург

Глава отдела исследований Coin Center Питер Ван Валкенбург

Интересное мнение на этот счет у адьюнкт-профессора Юридической школы Кардозо Аарона Райта, который специализируется на проблемах, связанных с блокчейном. Он утверждает, что Эфириум всегда презентовался как продукт для использования смарт-контрактов на блокчейне.

Именно потому люди, купившие токены, не ожидали прибыли, что не соответствует условию теста Хауи.

“Трудно ожидать прибыли, когда вы не знаете о возможности создания этой экосистемы. — говорит он. — Люди, участвовавшие в предпродаже, хотели использовать смарт-контракты и, именно поэтому покупали эфир”.

Как повлияет на курс эфира его признание ценной бумагой?

В этом случае криптобиржам придется тяжко. Им нужно будет зарегистрироваться в SEC, ведь они торгуют ценными бумагами. В ином случае их будет ждать штраф (недавно американская Merrill Lynch заплатила за такое нарушение $1,8 млн). Если биржи откажутся от торговли эфиром, чтобы не нарушать закон о ценных бумагах, его курс, вероятно, упадет.

Посадят ли кого-то за это в тюрьму?

Приговор за продажу незарегистрированных ценных бумаг может наказываться тюремным сроком до пяти лет, а также штрафами от $75 000 до $160 000 для физлиц и от $80 000 до $775 000 долларов для юридических лиц. Но в тюрьму за это никто не сядет. Юрист Джейсон Соменсатто говорит, что продажа незарегистрированных ценных бумаг обычно не классифицируется, как уголовное преступление. По мнению экспертов, шансы на то, что кто-то связанный с Эфириумом окажется в тюрьме, весьма низкие.

Кто понесет наказание?

Все, от авторов идеи до людей, привлекающих средства за токены, и посредников, продвигающих их продажу. Для того, чтобы получить обвинение необязательно быть членом группы или организации.

В прошлом году SEC вынесла решение по фонду Decentralized Autonomous Organization (DAO). Регулятор установил, что кураторы DAO, на которых возлагалось рассмотрение предложений по использованию средств фонда, вместе с немецкой компанией Slock.it и соучредителями отвечали за незарегистрированную продажу токенов.

Кураторами DAO были Виталик Бутерин и другие основатели Эфириума. SEC не выдвигала никаких обвинений по этому делу, но предложила, чтобы “децентрализованная группа” рассматривалась, как организация ответственная за выпуск ценных бумаг.

Я купил эфир во время ICO. Мне грозит наказание?

Обычному инвестору, купившему несколько токенов, вероятно ничего не угрожает. Но если он советовал эти токены другим людям, то могут быть проблемы. Такого мнения придерживается сотрудник Института Адама Смита Престон Бирн.

“Покупатель токенов может быть невинной жертвой, независимым покупателем и соучастником. — говорит он. — Все зависит от структуры ICO, степени участия человека в продаже токенов и юрисдикции, в которой рассматривается дело. Точного ответа нет”.

Что насчет якобы легальных “простых соглашений о будущих токенах” (SAFT)?

SAFT — юридический механизм для обеспечения законности продажи токенов. Он нравится далеко не всем специалистам и SEC, в том числе. SAFT разработал бывший юрист и президент Blockchain.info Марко Сантори. Механизм впервые использовали на ICO Filecoin в 2017 году.

Многие проекты использовали SAFT полагая, что он сделает продажу токенов совместимой с законодательством о ценных бумагах. В “белой книге” проекта говорится, что SAFT идеально подходит для разработчиков, которые собираются создать программный продукт прежде, чем инвесторы получат токены. Это превращает обычные токены в “токены полезности”, которые не могут классифицироваться, как ценные бумаги. Но Райт говорит, что закон так не работает.

“Если вы собираетесь купить что-то от группы и ожидаете получить прибыль от этой группы, то в США это считается ценной бумагой. — говорит он. — Идея о том, что функциональность или время значимы, не имеет прецедентов в законодательстве США”.

Крупные венчурные фирмы, такие как Union Square Ventures и Andreessen Horowitz, использовали SAFT для покупки токенов Filecoin. Теперь они вместе с рядом юридических фирм пытаются найти “безопасную гавань” для этих токенов. По мнению Райта, венчурные капиталисты просто получили плохие юридические консультации.

Что насчет других криптовалют?

Вопрос о том насколько сильно власти возьмутся за регулирование остается открытым. Существует сценарий, при котором даже биткоин будет признан ценной бумагой.

Подобное решение можно аргументировать тем, что “биткоин спекулятивный актив без существенного применения, который поддерживается централизованной группой разработчиков и консолидированными группами майнеров”, — говорит Райт, но тут же добавляет, что такой сценарий маловероятен.

Конкретика в этом вопросе со стороны SEC приветствуется больше, чем нынешняя неопределенность. Соучредитель консалтинговой компании 11:FS Саймон Тейлор считает, что решение SEC стало бы “свидетельством легитимности” криптовалют.

“Крупные банки создают [криптовалютные торговые отделы] потому, что видят — нормативная прозрачность наступает”, — считает он.

Вам также могут понравиться