Охота на ведьм: что делать после запрета рекламы криптопроектов в Google, Facebook и Twitter

Еще в феврале о запрете на продвижение тематики криптовалют твердо заявил только Facebook. Но спустя два месяца к инициативе соцсети присоединились большинство крупных социальных и поисковых сервисов: Google, Snapchat, Twitter, LinkedIn, MailChimp. New business director диджитал-агентства UAMASTER Игорь Перция в колонке для BITSIDE рассказал о том, почему площадки ополчились на виртуальные валюты и как продвигать криптопроекты в условиях запрета.

В январе рекламу криптовалют запретил Facebook. С самого начала соцсеть стала любимым пристанищем людей, интересующихся криптовалютами. Там можно было вступить в группу, пообщаться. Сообщества росли, заодно появились и желающие прорекламировать сомнительное ICO, так что Facebook относительно быстро «открестился» от этой проблемы.

В марте аналогичное решение принял Google, а теперь к запрету присоединился и Twitter. Это вполне логично, потому что для крупных рекламных площадок бюджеты криптопроектов — капля в море, а вот удар по репутации они могут оказать сильный. Ресурсы такого уровня регулярно запрещают то, что может их дискредитировать. Банят рекламу таблеток для похудения, микрокредитов и других вещей, которые так любят мошенники. Теперь пришел черед ICO.

Что не так с рекламой криптопроектов

Проблем здесь две. Первая — есть немало «липовых» ICO, единственная цель которых — обогащение фаундеров. Вторая проблема — в том, что рынок рекламы ICO сильно перегрелся и участники начали использовать сомнительные методы, чтобы получить трафик. Так, например, пользователь гуглил «как купить видеокарту» или даже «что такое биткоин», а в ответ получал рекламные объявления с посылом «приходи к нам, покупай токен» и обещание прибыли в 157%. Это нечестно и плохо для индустрии.

Каждое ICO — больное место для Google, потому что проект может оказаться мошенническим или просто таргетироваться на людей, которые ничего не понимают в криптовалютах и совершенно не осознают рисков. Пользователь потеряет деньги, а затем может заявить, что виноват в этом Google, ведь он перешел по рекламной ссылке. Каковы шансы выиграть дело по такому иску — другой вопрос, но это в любом случае удар по репутации, издержки, лишние проблемы.

Предсказуемо, что Google решил принять меры и вылечить больной палец до того, как ему пришлось бы ампутировать всю руку. Тем более, цена не так уже велика. Может казаться, что реклама ICO и криптовалют — это огромный сегмент, но на деле такие проекты приносят крупным площадкам в лучшем случае 1% всей прибыли от рекламы.

Блокчейн тоже в бане

Интереснее то, что под блокировку попали и блокчейн-технологии. У меня есть клиент, крупная корпорация, которая продает другим компаниям собственную разработку на блокчейне. Проект никак не связан с ICO, у него нет своей криптовалюты. Facebook забанил их за слово «блокчейн».

Мы обращались в техподдержку Facebook, но там сослались на документ, в котором говорится, что ICO под запретом. Пытались объяснить им, что это не ICO, но никто не стал разбираться.

Это охота на ведьм, и она будет продолжаться.

Позицию Facebook можно понять. Отделить блокчейн от ICO тяжело. Нужно нанять менеджеров, которые будут проверять каждую заявку, копаться в сайте, разбираться, ICO это или нет. Специалистов, которые что-то в этом понимают и способны принимать такие решения, мало, и они дорогие. В такой ситуации проще забанить все, чем платить тем, кто будет вручную обрабатывать заявки.

Китайцы, когда запрещали ICO в прошлом году, не зря сказали: блокчейн — хорошая технология, но ICO ее погубит. Сейчас становится понятно, насколько они были правы.

Блокчейн и бренды

Когда рекламодатели начали уходить из YouTube из-за скандала с блогером, записавшим видео в «Лесу самоубийц», администрации ресурса пришлось пересмотреть политику партнерской программы. Если бы так случилось и с блокчейном, площадки наверняка обдумали бы решение еще раз. Но правда в том, что блокчейн — не такая популярная и востребованная технология, как ее описывают.

Блокчейн — решение для определенных сфер: insuretech, медицины, логистики. Корпорациям вроде Nestle, Coca-Cola или P&G это не нужно. А раз не нужно, никто не захочет мараться. Рынок ведь очень неустойчивый, и если завтра вскроется очередная пирамида на $200 млн — он упадет еще ниже. Пресса начнет писать, что вся эта система мошенническая, пострадает репутация брендов. Пока что отношение к этому настороженное, и ближайшие несколько лет ситуация вряд ли изменится.

Раз бренды не хотят иметь ничего общего с блокчейном и криптовалютами, рекламу таких проектов можно запретить как явление. Даже крупные по меркам криптомира компании, с офисами в нескольких странах и огромными капиталами, не изменят позицию Facebook и Google. Да, сейчас они готовы тратить на рекламу много, но где эти компании будут через год? А Nestle платит Google уже 10 лет и еще 15 лет будет платить.

Идем в обход: как теперь продвигать криптопроекты

Несмотря на то, что рекламу криптостартапов и ICO забанили крупнейшие площадки, способы продвижения все равно остаются. Например, компании называют это краудсейлом, делают из объявления переход на лендинг, где нет ни одного упоминания о токене, а оттуда уже — на другой.

Много трафика приходит из СРА-сетей, их огромное количество, каждая дает разный трафик из разных стран. Самые крупные — W4, MaxBounty, A4D, clickbooth, ClickDealer PeerFly, но вообще их очень много. Со временем будут появляться новые СРА-сети, которые не против порно-трафика и других инструментов, от которых все стараются отмежеваться.

Еще один сценарий — привлечение через процедуру UID или KYC (know your client). Это идентификация участника ICO. Человек вносит данные о себе и о своей резиденции, прежде чем купить токен. Такой подход вызывает много споров, потому что теряется анонимность, но финансовые регуляторы (например, SEC в США) обязуют организаторов ICO идентифицировать инвесторов. Если не соблюдать KYC, то в случае подозрений средства могут заморозить на время расследования, а это плохо и для организаторов, и для каждого инвестора ICO. CPA-сети берут оплату за конкретное действие пользователя, и целевым действием может быть именно идентификация пользователя. За одну заполненную форму — то есть за привлеченного участника ICO — нужно заплатить $30–50, и это выгодно.

Можно привлекать вкладчиков за счет публикаций на профильных платформах (Cointelegraph, News BTC, Smith + Crown, Bitcoin News etc.), листингов (Top ICO List, ICO Watch List, CoinGecko, ListICO BestCoins etc.) и ICO-трекеров (ICObench, CoinDesk ICO Tracker, ICO Stats, Token Data, Kick ICO etc). Можно тестировать продвижение через Telegram-каналы. Остаются в арсенале и email-рассылки, но важно делать их по своей базе, а не покупать. Еще советую смотреть на специализированные площадки по вашей отрасли. Так, если это киберспортивный проект, стоит задуматься, какие доступны варианты продвижения через Twitch. В целом, на одно ICO сейчас приходится 30–100 источников трафика, заблокировали далеко не все.

Что будет дальше — никто не знает

В рынке криптовалют и их маркетинга нельзя загадывать больше, чем на неделю. Когда я начинал писать эту колонку, Twitter все еще был доступной площадкой для рекламы. Мы использовали нейросети, чтобы давать оттуда трафик, который хорошо конвертился. Это была хорошая механика, работала лучше рекламы Google, но и разрабатывалась 1,5 месяца. Теперь все изменилось, буквально за день. И скорее всего, это был не последний сюрприз.

Но пока есть спрос, пока есть те, кому интересна тема ICO, будут и способы привлечь трафик. Если корпорации заблокируют все существующие каналы, найдутся люди, которые придумают новые решения. В целом, от блокировки не будет глобальных проблем у всего рынка. Нормальные проекты все равно выживут, зато сложнее станет любителям «стричь хомяков».

Да, маркетинг станет дороже. (Сейчас цена одного вкладчика ICO — примерно $300–600. В среднем он вкладывает ETH 3–4, а это $1500–2000 долларов.) А еще маркетинг станет сложнее. Профаны исчезнут из аудитории, потому что Google и соцсети перестанут подсовывать им рекламу. Придется разговаривать с теми, кто хоть что-то понимает в вопросе, но для нормального проекта это плюс, а не минус.

Как маркетолог, работающий с криптопроектами, я, не в восторге от этих изменений. Но как человек, болеющий за индустрию, я искренне радуюсь. По сути, мы вернулись в ту точку, где были 1,5 года назад, пока не было всего этого хайпа. Адекватные проекты поднимали на ICO нужные суммы, хотя и не было такого количества желающих «прикоснуться к прекрасному». Собирали среди приверженцев криптовалют, общаясь на BitcoinTalk, Reddit, Steemit. Все это снова актуально.

Вам также могут понравиться